Помните сказку про зайку, которого учили зажигать спички? Если не помните, то она
вот онаКогда заяц ещё совсем маленький, он любит есть морковку, бегать по лесу и бить в барабан.
Окружение, однако, кормит его диким овсом и заботливо учит зажигать спички - ведь все нормальные звери это уже умеют в его возрасте. Учат зайца известным народным методом.
Заяц в результате начинает сильно лягаться и носить каску.
Тогда зайца иногда приводят к специалисту и говорят:
- Вы знаете, мы подозреваем, что наш птенчик отстаёт в развитии. До сих пор не умеет зажигать спички. А ведь мы с ним столько занимаемся!
Специалист видит перед собой зайчонка в каске, энергично дрыгающего ногами. Он начинает подозревать, что спички - не главная проблема этого детёныша.
Но чаще всего, конечно, ни к какому специалисту зайчонка не ведут. Тем более что он полезный: уже стал мыть дома полы. А скоро его сдавать в школу.
В школе зайцу первым делом запрещают бегать и начинают учить самому важному навыку во взрослой жизни: петь хором. Ещё заяц обнаруживает, что вокруг - в основном ежата, которые к нему прикалываются, а сами, чуть что, сворачиваются в клубок. Заяц тоже пытается сворачиваться в клубок, но почему-то защищена у него всё равно оказывается только голова. Зато он начинает всё время громко петь.
Тогда зайца иногда приводят к специалисту и говорят:
- Вы знаете, он стал совершенно неуправляемый. Почти не шевелится и перестал мыть дома полы!
Специалист видит перед собой зайца в каске, свернувшегося в клубок, иногда рефлекторно дрыгающего задними лапами и поющего про священную державу. Он начинает подозревать, что мытьё полов - не главная проблема этого зайца.
Но чаще всего, конечно, ни к какому специалисту зайца не ведут. Он выходит во взрослую жизнь и честно пытается заработать себе на овёс пением в хоре. Поголодав и помыкавшись, он кое-как осваивает профессию копателя нор. Ею он зарабатывает себе на овёс и домашнее караоке, а также стирает лапы до костей. Больше заяц не голодает, но зато через некоторое время он замечает, что подыхает от каких-то загадочных и непонятных причин.
Иногда он доходит до специалиста. Думаете, он просит помочь ему вылечить лапы, научиться добывать вкусную морковку, бегать по лесу и профессионально играть на ударных?
Как бы не так! Он просит специалиста помочь ему проапгрейдить каску, отрастить колючки и научиться наконец зажигать спички...
Эту метафору нужно рассказывать коллегам. На первом курсе. Чтоб знали, что их ждёт и не путали эмиграцию с загранкомандировкой.
Автор прекрасного - dreamer-m.livejournal.com/256467.html#t1840083Так вот когда эта сказка только появилась на свет (а появилась она давным-давно), то все на голубом глазу решили, что речь о профориентации и давлении родителей. Ну или в крайнем случае - просто о давлении родителей. И родители плохие, а зайка прав, потому что он зайка. Много-много комментов под стартовым постом Мечтателя-М тому подтверждение. Черт, да я и сам тогда так думал.
А теперь, имея в дому двух собственных заек, понимаю, что "не все так однозначно".
...Зайка хочет
бегать по лесу и бить в барабан играть на компьютере и бегать по дому с воплями "пиииу-бдыщ-БАБАААХ!!!" Зайка НЕ хочет
петь хором и носить каску писать прописи и ложиться спать вовремя. И пофиг зайке на то, что завтра его спросят домашнее задание, что родители под вечер неебически устают, а с утра всем рано вставать.
...Зайка хочет кушать
сладкую морковку мороженое с вареньем, лежа при этом на пузе в метре перед включенным телевизором. Зайка НЕ хочет есть
дикий овес картошку с мясом, сидя по-человечески за столом. И пофиг зайке, что потом весь плед (и весь зайка) в мороженом, а нормально он так и не поужинал.
...Зайка хочет выращивать четырех улиточек и рисовать красивые картинки. И пофиг зайке, что потом весь стол и весь пол в разводах темперы, а на учебном столе россыпи грунта из террариума.
...Зайка НЕ хочет мыть башку, гладить рубашки и стричь ногти на руках и на ногах. И пофиг зайке, что зайка выглядит как сутулое прыщавое чмо с сантиметровыми черными ногтями и в мятой фуфайке.
И родители, которые читали сказку о зайке, сначала говорят друг другу:
- Нуу, это ведь их личное пространство, их личное дело, их личное время. Если мы будем все время их контролировать и понукать, то они так ничему и не научатся. Ладно, пусть он сидит за компом до полуночи - увидит, что все спят, и тоже ляжет. Пусть он не убирает Лего с пола - наступит пару раз босой ногой и уберет. Пару замечаний получит в школе - начнет писать прописи. Пусть срач будет на рабочем столе - увидит, как неудобно, и помоет. Пускай зайки сами поймут.
А потом родители видят, что - не ложится, не убирает, не моет, не пишет и все равно сутулится.
А знаете почему, мои сферические друзья? Потому что грызть морковку, бегать по лесу и стучать в барабан тупо ПРОЩЕ, чем растить дикий овес, зажигать спички и петь хором.
И даже после двух, и даже после пяти ласковых, вежливых, юмористических, в игровой форме напоминаний - "собери Лего, погладь рубашку, помой башку, постриги ногти, ПОЖА-АЛУЙСТА!" - все равно грызть морковку, бегать по лесу и стучать в барабан зайке интереснее и приятнее. "Сейчас!" - пять раз, "Потом!" - когда-нибудь, "Ага!" - жди дольше. Потому что РЕАЛЬНО сейчас - приятная морковка, интересный барабан и задорная беготня. А все эти скушные овсы и унылые спички, ну, они подождут.
И только после того, как зайке уже реально примерещится смачный пиздюль - ногти будут подстрижены, Лего убрано, компьютер выключен и стол помыт.
...Знаете что было бы интересно узнать? Есть ли собственные дети у тех, кто считает правильной и разумной заячью историю.