Когда-то у нас было время. Теперь у нас есть дела.
...Человек, пришедший из пустыни, был оборван, худ и с трудом держался на ногах, но мертвой хваткой сжимал объемистый и явно тяжеленный мешок. Перевалив через гребень особенно высокой дюны, он замер. Пустыня кончилась. Перед ним лежала зеленая речная долина с видневшимися там и тут миртовыми рощицами. Желтая, как охра, вода неспешно текла в низких берегах.
читать дальшеС хриплым нечленораздельным воплем человек побежал вперед, волоча за лямку свою суму. Преодолев дистанцию, отделяющую его от вожделенной влаги, он рухнул на песок и стал пить прямо из реки, долго, жадно, захлебываясь и кашляя. Вода была мутной и теплой, но вкусной. Человек бросил свою ношу на бережку и скатился в желтые волны, фыркая и плескаясь, как тюлень. На берег он вышел не скоро, а когда вышел, то услышал деликатное:
- Кхе-кхе.
Мокрый оборванец, вздрогнув, потянулся к висящему на поясе ножу. Его безумные красные глаза судорожно обшаривали окружающий пейзаж. Наконец источник звука обнаружился: под миртовым деревцем на мягком войлочном коврике сидел, скрестив ноги, упитанный бритоголовый мужчина в шафрановой рясе, чье гладкое лицо не выражало ничего, кроме мудрости прожитых лет. Поняв, что его заметили, мужчина сказал бархатным голосом:
- Мир тебе, добрый человек. Вижу, у тебя проблемы? Хочешь поговорить об этом?
Бродяга хотел ответить, но из отвыкшего от речи горла вырвался лишь невнятный хрип.
- Я мудрый Похир, жрец могущественного ордена Псиджиков, - продолжал человек в рясе. Подумал и горделиво добавил: - Второй ступени посвящения. Вот лицензия и аттестат.
Мужчина был один и выглядел скорее изнеженным, нежели опасным, так что бродяга расслабился. Тут в голосе жреца появилась металлическая резкость:
- Для начала ответь мне на три вопроса, странник. Кто ты? Кому ты служишь? Чего ты хочешь?
- Я Хаким, - хрипло сказал путник, оробевший от такой нечеловеческой четкости формулировок. - Я потомственный рудокоп. Десять лет я ломал руду на золотом прииске Барак-Гулаг - да будут прокляты его железные кости! - но две недели назад, доведенный до отчаяния, бежал через Черные Пески, и псы пустыни потеряли мой след. Теперь я никому не служу. А хочу я сейчас жрать, и чем быстрее, тем лучше. Моя провизия кончилась два дня назад, а золото, - он пнул глухо звякнувший мешок, - золото не очень-то поглодаешь.
Лицо жреца-псиджика не изменилось, но в узких темных глазах что-то мигнуло. Так антрацитовая жилка отвечает мгновенным масляным розблеском на луч шахтерского фонаря.
- Чтож, - после паузы сказал жрец, - пожалуй, ты обратился по адресу. Я смогу тебе помочь.
- В самом деле?! - оживился беглец. - Хвала Творцу! Ты выглядишь сытым, но я не вижу поблизости ни жилья, ни возделанной делянки, ни домашней скотины, ни даже охотничьей снасти. Значит, ты питаешься тем, что дает река? В Желтой реке, наверное, полно рыбы! Продай мне вкусной рыбы, жрец, я заплачу щедро!
- Я не могу продать тебе рыбу, Хаким, - пожал плечами псиджик. - Устав моего Ордена запрещает мне это.
- Как?! - вскричал пораженный каторжник. - Устав твоего Ордена не позволяет тебе продать еду голодающему?!
- Если я дам тебе рыбу, - терпеливо сказал жрец, - ты попросту съешь ее, и назавтра снова будешь голодным. Но я дам тебе кое-что получше простой рыбной похлебки.
- Ага! - лицо Хакима просветлело. - Ты хочешь продать мне сеть для ловли рыбы!
- Нет, и этого я тоже сделать не могу. У меня нет сетей. Нету удочек, переметов и жерлиц. И верши нету тоже, и "телевизора". Это все манипулятивные техники, которые наш Орден не одобряет.
- Тогда... хм... В тех местах, откуда я родом, глушат рыбу черным порохом. Может быть, у тебя найдется пара фунтов...
- Ты с ума сошел! - на лице жреца появилось выражение крайнего ужаса. - Черный порох! Ты еще скажи - динамит! Ужасные, варварские техники подавления и тотального контроля, которые работают только до тех пор, пока не кончится взрывчатка! Да когда я слышу подобные высказывания, мне хочется вообще запретить таким людям на сотню шагов подходить к реке!
- Но наши предки сотни лет...
- "Наши предки, ваши предки - на одной качались ветке!" - передразнил псиджик. - Запомни: прямое силовое вмешательство никогда, никого не доводило до добра! Оно губит рыбью молодь! Пагубно сказывается на общей экологической ситуации! Оно опасно и для самого рыболова! Нет, нет и нет!
- Что же тогда...
- Любить реку! - патетически воскликнул Похир. - Слушать природу! Разговаривать с ней! Постичь себя и через самопознание постичь окружающий мир! Запомни, Хаким: мир - это очень чуткое живое существо. Оно слышит тебя и становится для тебя таким, каким ты его считаешь. Если ты считаешь, что мир плох - он будет плохим! А если ты полюбишь мир - мир полюбит тебя в ответ и будет дарить тебе неожиданные, но прекрасные подарки! Он будет охотно и добровольно отдавать тебе то, что в ином случае тебе приходится вырывать у него силой!
Беглец воздел руки к небу и произнес на Низком Наречии длинную цветистую фразу, похожую на молитву, но молитвой не являвшуюся.
- Так что ж мне теперь, с голоду подыхать?! - прорычал он свирепо. - Дожидаясь, пока мир меня полюбит?!
- Ты злишься - следовательно, ты неправ, - невозмутимо отвечал псиджик. - Посмотри на себя. Всю свою жизнь ты продавал свое время за деньги. Ты тяжко трудился, мечтая о том дне, когда сможешь воспользоваться плодами своего труда. И вот наконец ты богат, но разве деньги принесли тебе счастье? Нет. Ты голоден, устал и зол, и клянешь окружающий мир за его несправедливость. Разве не так?
Хаким подумал немного и нехотя сказал:
- Все так.
- Теперь посмотри на меня! - воскликнул жрец. - Я живу в гармонии с миром, и мир платит мне добром. Более того: я хочу, чтобы и другие люди овладевали этим умением. Я стараюсь сделать мир лучше и чище, а не ругаюсь попусту на его несовершенство. Ты думаешь, ты первый, кто пришел ко мне измученный и голодный, из смертельной пустыни, взыскуя помощи? О нет. Я повидал множество таких как ты. И все они, освоив мое учение, становились куда счастливее, чем раньше. Хочешь ли ты стать свободным и счастливым, Хаким-Рудокоп?
- Хочу! - вскричал Хаким, воспламененный речью псиджика. - Но одного я понять не могу. Как так может быть, что мир отдает что-то добровольно?! Я, и мой отец, и мой дед, и дед моего деда знаем, что ничего не дается без тяжкого труда...
- Это отжившее знание, - важно сказал жрец. - Устаревшая, закоснелая традиция, которую давно пора поломать. Мир есть любовь, Хаким, запомни это! Узри же, как он прекрасен и добр!
Псиджик прикрыл глаза, сложил пальцы в фигуру "ом" и сидел так довольно долго. Хаким уже начал думать, что почтенный Похир уснул, когда жрец вдруг открыл глаза, плавно поднялся на ноги и пошел к реке. Остановившись над самой водой, он простер руки - и тут же из воды выметнулся на берег громадный карп, а следом за ним другой.
- Святой Джавад и его дочери!!! - подпрыгнул изумленный рудокоп. - Чудо, как есть чудо!
И бросился к трепещущей на берегу рыбе, но жрец ловким движением ступни смахнул обоих карпов обратно в реку.
- Это еще не твоя добыча, - остановил он насупившегося рудокопа. - Но она может стать твоей по праву. Стань моим учеником, Хаким-Рудокоп, и я научу тебя, как жить в гармонии с миром...
- Согласен, - выдохнул Хаким.
- ...за полсумки золота, - сказал псиджик.
- Согласен, - помявшись, сказал беглец.
...И потянулись долгие дни ученичества.
Псиджик вел с Хакимом долгие беседы. Он спрашивал рудокопа: а когда тот впервые испытал пристрастие к рыбе? Или - как готовили рыбу его родители? Или даже - а снилась ли когда-нибудь Хакиму рыба и если снилась, то в каком виде, жареная, вареная, живая? Жрец давал Хакиму разные странные задания, заставлял подолгу медитировать на текущую воду, рассказывать о своих выводах по итогам каждого прошедшего дня. Хаким переносил все тяготы стойко, хотя живот все больше сводило от голода, а золотишко в наплечной суме неуклонно убывало. Наконец, Хакиму стало казаться, что он понимает, о чем поет река и шелестят деревца в маленькой рощице, но он по-прежнему не мог мановением рук вызвать из воды ни жирного карпа, ни даже маленькую уклейку. Он жаловался на это жрецу, и мудрый Похир всякий раз лишь пожимал плечами. Ты еще не достиг просветления, говорил он. Но, чтоб Хакиму не было обидно, тут же рассказывал историю из своей практики о каком-нибудь несчастном, которого Похир сделал абсолютно счастливым.
Наконец настал день, когда золота в суме осталась ровно половина, и в этот самый день Хаким поймал свою первую рыбину. И еще одну. И еще.
Тогда рудокоп пал ниц перед учителем и горячо поблагодарил его за науку.
- Благодарю тебя, мудрый Похир! - говорил он, кланяясь. - Теперь я и мир есть одно целое, и мне никогда не придется больше голодать!
- Что ж, я научил тебя всему, что умел, - растроганно отвечал жрец. - Теперь иди. Я сохраню память о тебе, и когда-нибудь расскажу твою историю другому взыскующему истины, как историю личного успеха. Иди же, Хаким-Рыболов. Деревня в той стороне.
Когда Хаким, волоча на плече полегчавшую суму, скрылся из глаз, жрец подошел к самому урезу воды и оглушительно свистнул. Из-под маленького обрыва тут же выскочил в облаке брызг смуглый подросток в одной набедренной повязке и сплюнул, тяжело дыша, полую соломинку. В руке мальчишка держал садок с живыми карпами, который тут же бросил на песок.
- Нурали, бездельник, - пробурчал жрец. - Вот тебе золото. Беги сейчас же в поселок. Купи мне шербета, и фруктов, и шашлык, и рисовой водки, и новый халат. И приведи непотребную девку, а лучше двух. Темные боги, как же я устал с этим болваном.
- Хорошо, учитель, - поклонился подросток. - Механизм психологической защиты от профессионального выгорания, я понимаю. Но, учитель, ответьте - почему вы отправили этого бродягу в противоположную от поселка сторону?
- Как же я мог отправить его в поселок?! - псиджик воздел руки в ужасе от глупости молодого ученика. - У него ведь еще полсумки зо...э...он ведь еще не достиг просветления! А там, куда я отправил его, сидит почтенный Нахер, жрец первой ступени посвящения... с лицензией и аттестатом. И он, конечно же, научит его, как любить мир, вообще не испытывая чувства голода!
читать дальшеС хриплым нечленораздельным воплем человек побежал вперед, волоча за лямку свою суму. Преодолев дистанцию, отделяющую его от вожделенной влаги, он рухнул на песок и стал пить прямо из реки, долго, жадно, захлебываясь и кашляя. Вода была мутной и теплой, но вкусной. Человек бросил свою ношу на бережку и скатился в желтые волны, фыркая и плескаясь, как тюлень. На берег он вышел не скоро, а когда вышел, то услышал деликатное:
- Кхе-кхе.
Мокрый оборванец, вздрогнув, потянулся к висящему на поясе ножу. Его безумные красные глаза судорожно обшаривали окружающий пейзаж. Наконец источник звука обнаружился: под миртовым деревцем на мягком войлочном коврике сидел, скрестив ноги, упитанный бритоголовый мужчина в шафрановой рясе, чье гладкое лицо не выражало ничего, кроме мудрости прожитых лет. Поняв, что его заметили, мужчина сказал бархатным голосом:
- Мир тебе, добрый человек. Вижу, у тебя проблемы? Хочешь поговорить об этом?
Бродяга хотел ответить, но из отвыкшего от речи горла вырвался лишь невнятный хрип.
- Я мудрый Похир, жрец могущественного ордена Псиджиков, - продолжал человек в рясе. Подумал и горделиво добавил: - Второй ступени посвящения. Вот лицензия и аттестат.
Мужчина был один и выглядел скорее изнеженным, нежели опасным, так что бродяга расслабился. Тут в голосе жреца появилась металлическая резкость:
- Для начала ответь мне на три вопроса, странник. Кто ты? Кому ты служишь? Чего ты хочешь?
- Я Хаким, - хрипло сказал путник, оробевший от такой нечеловеческой четкости формулировок. - Я потомственный рудокоп. Десять лет я ломал руду на золотом прииске Барак-Гулаг - да будут прокляты его железные кости! - но две недели назад, доведенный до отчаяния, бежал через Черные Пески, и псы пустыни потеряли мой след. Теперь я никому не служу. А хочу я сейчас жрать, и чем быстрее, тем лучше. Моя провизия кончилась два дня назад, а золото, - он пнул глухо звякнувший мешок, - золото не очень-то поглодаешь.
Лицо жреца-псиджика не изменилось, но в узких темных глазах что-то мигнуло. Так антрацитовая жилка отвечает мгновенным масляным розблеском на луч шахтерского фонаря.
- Чтож, - после паузы сказал жрец, - пожалуй, ты обратился по адресу. Я смогу тебе помочь.
- В самом деле?! - оживился беглец. - Хвала Творцу! Ты выглядишь сытым, но я не вижу поблизости ни жилья, ни возделанной делянки, ни домашней скотины, ни даже охотничьей снасти. Значит, ты питаешься тем, что дает река? В Желтой реке, наверное, полно рыбы! Продай мне вкусной рыбы, жрец, я заплачу щедро!
- Я не могу продать тебе рыбу, Хаким, - пожал плечами псиджик. - Устав моего Ордена запрещает мне это.
- Как?! - вскричал пораженный каторжник. - Устав твоего Ордена не позволяет тебе продать еду голодающему?!
- Если я дам тебе рыбу, - терпеливо сказал жрец, - ты попросту съешь ее, и назавтра снова будешь голодным. Но я дам тебе кое-что получше простой рыбной похлебки.
- Ага! - лицо Хакима просветлело. - Ты хочешь продать мне сеть для ловли рыбы!
- Нет, и этого я тоже сделать не могу. У меня нет сетей. Нету удочек, переметов и жерлиц. И верши нету тоже, и "телевизора". Это все манипулятивные техники, которые наш Орден не одобряет.
- Тогда... хм... В тех местах, откуда я родом, глушат рыбу черным порохом. Может быть, у тебя найдется пара фунтов...
- Ты с ума сошел! - на лице жреца появилось выражение крайнего ужаса. - Черный порох! Ты еще скажи - динамит! Ужасные, варварские техники подавления и тотального контроля, которые работают только до тех пор, пока не кончится взрывчатка! Да когда я слышу подобные высказывания, мне хочется вообще запретить таким людям на сотню шагов подходить к реке!
- Но наши предки сотни лет...
- "Наши предки, ваши предки - на одной качались ветке!" - передразнил псиджик. - Запомни: прямое силовое вмешательство никогда, никого не доводило до добра! Оно губит рыбью молодь! Пагубно сказывается на общей экологической ситуации! Оно опасно и для самого рыболова! Нет, нет и нет!
- Что же тогда...
- Любить реку! - патетически воскликнул Похир. - Слушать природу! Разговаривать с ней! Постичь себя и через самопознание постичь окружающий мир! Запомни, Хаким: мир - это очень чуткое живое существо. Оно слышит тебя и становится для тебя таким, каким ты его считаешь. Если ты считаешь, что мир плох - он будет плохим! А если ты полюбишь мир - мир полюбит тебя в ответ и будет дарить тебе неожиданные, но прекрасные подарки! Он будет охотно и добровольно отдавать тебе то, что в ином случае тебе приходится вырывать у него силой!
Беглец воздел руки к небу и произнес на Низком Наречии длинную цветистую фразу, похожую на молитву, но молитвой не являвшуюся.
- Так что ж мне теперь, с голоду подыхать?! - прорычал он свирепо. - Дожидаясь, пока мир меня полюбит?!
- Ты злишься - следовательно, ты неправ, - невозмутимо отвечал псиджик. - Посмотри на себя. Всю свою жизнь ты продавал свое время за деньги. Ты тяжко трудился, мечтая о том дне, когда сможешь воспользоваться плодами своего труда. И вот наконец ты богат, но разве деньги принесли тебе счастье? Нет. Ты голоден, устал и зол, и клянешь окружающий мир за его несправедливость. Разве не так?
Хаким подумал немного и нехотя сказал:
- Все так.
- Теперь посмотри на меня! - воскликнул жрец. - Я живу в гармонии с миром, и мир платит мне добром. Более того: я хочу, чтобы и другие люди овладевали этим умением. Я стараюсь сделать мир лучше и чище, а не ругаюсь попусту на его несовершенство. Ты думаешь, ты первый, кто пришел ко мне измученный и голодный, из смертельной пустыни, взыскуя помощи? О нет. Я повидал множество таких как ты. И все они, освоив мое учение, становились куда счастливее, чем раньше. Хочешь ли ты стать свободным и счастливым, Хаким-Рудокоп?
- Хочу! - вскричал Хаким, воспламененный речью псиджика. - Но одного я понять не могу. Как так может быть, что мир отдает что-то добровольно?! Я, и мой отец, и мой дед, и дед моего деда знаем, что ничего не дается без тяжкого труда...
- Это отжившее знание, - важно сказал жрец. - Устаревшая, закоснелая традиция, которую давно пора поломать. Мир есть любовь, Хаким, запомни это! Узри же, как он прекрасен и добр!
Псиджик прикрыл глаза, сложил пальцы в фигуру "ом" и сидел так довольно долго. Хаким уже начал думать, что почтенный Похир уснул, когда жрец вдруг открыл глаза, плавно поднялся на ноги и пошел к реке. Остановившись над самой водой, он простер руки - и тут же из воды выметнулся на берег громадный карп, а следом за ним другой.
- Святой Джавад и его дочери!!! - подпрыгнул изумленный рудокоп. - Чудо, как есть чудо!
И бросился к трепещущей на берегу рыбе, но жрец ловким движением ступни смахнул обоих карпов обратно в реку.
- Это еще не твоя добыча, - остановил он насупившегося рудокопа. - Но она может стать твоей по праву. Стань моим учеником, Хаким-Рудокоп, и я научу тебя, как жить в гармонии с миром...
- Согласен, - выдохнул Хаким.
- ...за полсумки золота, - сказал псиджик.
- Согласен, - помявшись, сказал беглец.
...И потянулись долгие дни ученичества.
Псиджик вел с Хакимом долгие беседы. Он спрашивал рудокопа: а когда тот впервые испытал пристрастие к рыбе? Или - как готовили рыбу его родители? Или даже - а снилась ли когда-нибудь Хакиму рыба и если снилась, то в каком виде, жареная, вареная, живая? Жрец давал Хакиму разные странные задания, заставлял подолгу медитировать на текущую воду, рассказывать о своих выводах по итогам каждого прошедшего дня. Хаким переносил все тяготы стойко, хотя живот все больше сводило от голода, а золотишко в наплечной суме неуклонно убывало. Наконец, Хакиму стало казаться, что он понимает, о чем поет река и шелестят деревца в маленькой рощице, но он по-прежнему не мог мановением рук вызвать из воды ни жирного карпа, ни даже маленькую уклейку. Он жаловался на это жрецу, и мудрый Похир всякий раз лишь пожимал плечами. Ты еще не достиг просветления, говорил он. Но, чтоб Хакиму не было обидно, тут же рассказывал историю из своей практики о каком-нибудь несчастном, которого Похир сделал абсолютно счастливым.
Наконец настал день, когда золота в суме осталась ровно половина, и в этот самый день Хаким поймал свою первую рыбину. И еще одну. И еще.
Тогда рудокоп пал ниц перед учителем и горячо поблагодарил его за науку.
- Благодарю тебя, мудрый Похир! - говорил он, кланяясь. - Теперь я и мир есть одно целое, и мне никогда не придется больше голодать!
- Что ж, я научил тебя всему, что умел, - растроганно отвечал жрец. - Теперь иди. Я сохраню память о тебе, и когда-нибудь расскажу твою историю другому взыскующему истины, как историю личного успеха. Иди же, Хаким-Рыболов. Деревня в той стороне.
Когда Хаким, волоча на плече полегчавшую суму, скрылся из глаз, жрец подошел к самому урезу воды и оглушительно свистнул. Из-под маленького обрыва тут же выскочил в облаке брызг смуглый подросток в одной набедренной повязке и сплюнул, тяжело дыша, полую соломинку. В руке мальчишка держал садок с живыми карпами, который тут же бросил на песок.
- Нурали, бездельник, - пробурчал жрец. - Вот тебе золото. Беги сейчас же в поселок. Купи мне шербета, и фруктов, и шашлык, и рисовой водки, и новый халат. И приведи непотребную девку, а лучше двух. Темные боги, как же я устал с этим болваном.
- Хорошо, учитель, - поклонился подросток. - Механизм психологической защиты от профессионального выгорания, я понимаю. Но, учитель, ответьте - почему вы отправили этого бродягу в противоположную от поселка сторону?
- Как же я мог отправить его в поселок?! - псиджик воздел руки в ужасе от глупости молодого ученика. - У него ведь еще полсумки зо...э...он ведь еще не достиг просветления! А там, куда я отправил его, сидит почтенный Нахер, жрец первой ступени посвящения... с лицензией и аттестатом. И он, конечно же, научит его, как любить мир, вообще не испытывая чувства голода!
но, мне кажется, вы немного несправедливы к психологам.
попадаются среди них и настоящие профессионалы)
На самом деле это "добитый" наконец черновик еще с темы про моего друга и его непутевую дочку. На тему - когда приходит к психологу человек с конкретной проблемой: у меня плохо с дочерью\женой\тещей\и пр., ситуация такая-то и сякая-то, наверняка типичная, что делать? А психолог взамен начинает копать всю историю от царя Гороха и в итоге изрекает что-то вроде "нууу, вам нужно понять себя и других".
Ириска, да не за что.
очень точно и метко.
к примеру, пришла,спросила -мне нужно избавиться от инфантильности и стать более взрослым и ответсвенным за свою жизнь,есть ли какие-то практические рекомендации -на работе работаю,учусь,живу самостоятельно,что еще можно сделать?
а меня стали выспрашивать про беременность матери,ее роды и какую несовместимую травму на всю жизнь мне нанес развод моих родителей,который я и не помню-то тольком,ибо совсем мелкой была.
причем здесь это всее???