Когда-то у нас было время. Теперь у нас есть дела.
Очень занятно читать Стругацких подряд, запоем. "Полдень, XXII век", "Стажеры", "Гадкие лебеди", "Хищные вещи века", "Волны гасят ветер". Вырисовывается интересная картина этого самого сверкающего "полдня человечества". Уж не знаю, так ли это задумывали братья, но по итогам вырисовывается следующее.
много довольно банальных размышлизмовВ "Стажерах" - мощная антимещанская пропаганда. Противопоставление увлеченности своим делом, веры в светлое будущее, работы на благо человечества - и мелких эгоистических интересов, работы ради сиюминутной прибыли ради себя любимого. В "Полдне" также.
Там, правда, ни разу не оглашается впрямую - что именно входит в понятие светлого будущего, на которое работают умные, смелые, сильные, увлеченные своим делом люди. Тренировки на восьмикратных перегрузках, соревнование вакуум-сварщиков, героическое самопожертвование смерть-планетчиков - это прекрасно. Спросим: для чего в конечном итоге? Попробуем ответить: для того, чтобы никто не болел, не голодал, не враждовал и не тратил свою жизнь на тупую пахоту. Это благая цель? Это будущее - достаточно светлое? наверное, да.
Но потом мы читаем "Гадких лебедей" и натыкаемся на вопрос Бол-Кунаца: "Давайте рассмотрим схему. Автоматизация развивается в тех же темпах, что и сейчас. Только через несколько десятков лет подавляющее большинство активного населения Земли выбрасывается из производственных процессов и из сферы обслуживания за ненадобностью. Будет очень хорошо: все сыты, топтать друг друга не к чему, никто друг другу не мешает... И никто никому не нужен. Есть, конечно, несколько сотен тысяч человек, обеспечивающих бесперебойную работу старых машин и создание новых, но остальные миллиарды друг другу просто не нужны. Это хорошо?"
А потом мы заглядываем в "Хищные вещи века" - которые, между прочим, тоже ведь Полдень человечества - и видим общество потребления. Вот это самое, о котором спрашивал Бол-Кунац. Да, все сыты, все здоровы, чистая энергия, бесплатное всё... И результат? Плохой там результат. "Человек же не карась..." - а вот поставлен в положение карася в благоустроенном аквариуме. Бесится с жиру. Деградирует. Теряет человеческий облик. Не очень светлое какое-то будущее получается...
Конечным итогом, как мне кажется, будет вот что. Предположим, на Земле есть десять миллиардов населения. Пускай один миллиард - работает на благо. Ученые, разведчики, космонавты, Наставники, архитекторы и прочие увлеченные своим делом люди, нашедшие себя. Остальные девять миллиардов, не нашедшие себя или просто незанятые ни в чем необходимом, реально никому не нужны. Даже самим себе. У них все есть, им не к чему стремиться, им не за что и не с чем бороться.
Они вымрут. Это, опять же, не сказано у Стругацких впрямую (хотя панический исход населения Города в "Гадких лебедях" вполне намекает), но это весьма вероятно. Не потому, что их выкосит неведомая болезнь или уничтожат принудительно. Они просто перестанут размножаться - за отсутствием мотивации жить. Демографический эффект, который мы уже сейчас наблюдаем в закомфорченной по самое не могу Европе. "Четверо родили двоих, двое родили одного, один не родил никого" - по этой схеме. Останутся пассионарии, сильные, энергичные - лучшие. Которым есть для чего жить. Которым жить попросту интересно. Произойдет то, что уже бывало в истории Земли: с приходом нового старое отмирает. Динозавры и млекопитающие. Неандертальцы и кроманьонцы.
И это будет красивый мир. Просторный, светлый, благополучный... пустой. Скажем так: очень малонаселенный. Представьте, что вместо шести миллионов в Питере осталось двести тысяч. Собственно, так и выглядит Мир Полудня Стругацких: малоэтажные поселки в лесу, тихие города с лесными тропинками вместо улиц. На первый взгляд утопия, но, если логически - оно к этому и должно прийти. (Сегодня вот щелкнуло в мозгу: где-то я уже такое видел... Дык! Эльфы. Лориен. Благословенная Земля. )
А потом мы открываем "Волны гасят ветер" - и видим следующую ступень развития человеческой цивилизации. Людены. На смену кроманьонцам пришел Homo Sapiens, на смену ему приходит Homo Super. И теперь уже люди Полудня становятся вымирающим видом...
Так что вполне стройная картина развития цивилизации нарисована у братьев. Сегодня по дороге на работу мы с Джерькой интересно пообщались на эту тему. Джерька задал вопрос, который как-то уже звучал в Сети: в творчестве Стругацких, в картине Мира Полудня, абсолютно отсутствует религия. Совсем. Вот куда подевались религиозные фанатики всех мастей?
Хороший вопрос. Я думаю вот что. Во-первых, религия, или, вернее, культ/вера там таки присутствует. Это вера в Будущее. Культ Человека Разумного. Что же до привычных религий и их адептов... Так а куда они подевались? Туда же, куда и все прочие пережитки. Ушли в прошлое. Процесс этого ухода, возможно, был весьма болезненным, поскольку прошлое не сдается без боя (об этом, опять же, впрямую и неоднократно говорят сами авторы). Но на определенном этапе развития цивилизация таки берет верх над дикостью, и фанатикам любого вида остается крайне узкая "экологическая ниша". Ну примерно как кистеперой рыбе латимерии: экземпляры еще попадаются, но никакой роли уже не играют.
В свете всех этих раздумий и как раз к вопросу о Наставниках, которые в Мире Полудня играют неимоверно важную роль. Меня уж черт-те сколько мучает думка: почему в нашем дошкольном/школьном образовании сделан упор на тупо техническую подачу знаний? Почему абсолютно отсутствует психологическая карта учащегося, почему похоронен вопрос профориентации, предрасположенности хотя бы к направлениям деятельности? Гораздо важнее для ребенка было бы определиться, чем ему интересно и посильно будет заниматься по жизни, чем усвоить спряжения глаголов или валентность элементов. В советской школе было хотя бы некое подобие профориентации - ну помните, "Человек-Машина", "Человек-Знаковая Система", "Человек-Природа" и проч. Корявое, зачаточное, "для галочки", но было. А есть ли оно сейчас? Ну хорошо, пусть не у нас, пусть в просвещенной Европе?
И, опять же, в связи с этим фильм вспоминается. Наивный, еще советский, но чертовски, собака, верный. "Как стать счастливым". Интересно, кто-нибудь его помнит?
много довольно банальных размышлизмовВ "Стажерах" - мощная антимещанская пропаганда. Противопоставление увлеченности своим делом, веры в светлое будущее, работы на благо человечества - и мелких эгоистических интересов, работы ради сиюминутной прибыли ради себя любимого. В "Полдне" также.
Там, правда, ни разу не оглашается впрямую - что именно входит в понятие светлого будущего, на которое работают умные, смелые, сильные, увлеченные своим делом люди. Тренировки на восьмикратных перегрузках, соревнование вакуум-сварщиков, героическое самопожертвование смерть-планетчиков - это прекрасно. Спросим: для чего в конечном итоге? Попробуем ответить: для того, чтобы никто не болел, не голодал, не враждовал и не тратил свою жизнь на тупую пахоту. Это благая цель? Это будущее - достаточно светлое? наверное, да.
Но потом мы читаем "Гадких лебедей" и натыкаемся на вопрос Бол-Кунаца: "Давайте рассмотрим схему. Автоматизация развивается в тех же темпах, что и сейчас. Только через несколько десятков лет подавляющее большинство активного населения Земли выбрасывается из производственных процессов и из сферы обслуживания за ненадобностью. Будет очень хорошо: все сыты, топтать друг друга не к чему, никто друг другу не мешает... И никто никому не нужен. Есть, конечно, несколько сотен тысяч человек, обеспечивающих бесперебойную работу старых машин и создание новых, но остальные миллиарды друг другу просто не нужны. Это хорошо?"
А потом мы заглядываем в "Хищные вещи века" - которые, между прочим, тоже ведь Полдень человечества - и видим общество потребления. Вот это самое, о котором спрашивал Бол-Кунац. Да, все сыты, все здоровы, чистая энергия, бесплатное всё... И результат? Плохой там результат. "Человек же не карась..." - а вот поставлен в положение карася в благоустроенном аквариуме. Бесится с жиру. Деградирует. Теряет человеческий облик. Не очень светлое какое-то будущее получается...
Конечным итогом, как мне кажется, будет вот что. Предположим, на Земле есть десять миллиардов населения. Пускай один миллиард - работает на благо. Ученые, разведчики, космонавты, Наставники, архитекторы и прочие увлеченные своим делом люди, нашедшие себя. Остальные девять миллиардов, не нашедшие себя или просто незанятые ни в чем необходимом, реально никому не нужны. Даже самим себе. У них все есть, им не к чему стремиться, им не за что и не с чем бороться.
Они вымрут. Это, опять же, не сказано у Стругацких впрямую (хотя панический исход населения Города в "Гадких лебедях" вполне намекает), но это весьма вероятно. Не потому, что их выкосит неведомая болезнь или уничтожат принудительно. Они просто перестанут размножаться - за отсутствием мотивации жить. Демографический эффект, который мы уже сейчас наблюдаем в закомфорченной по самое не могу Европе. "Четверо родили двоих, двое родили одного, один не родил никого" - по этой схеме. Останутся пассионарии, сильные, энергичные - лучшие. Которым есть для чего жить. Которым жить попросту интересно. Произойдет то, что уже бывало в истории Земли: с приходом нового старое отмирает. Динозавры и млекопитающие. Неандертальцы и кроманьонцы.
И это будет красивый мир. Просторный, светлый, благополучный... пустой. Скажем так: очень малонаселенный. Представьте, что вместо шести миллионов в Питере осталось двести тысяч. Собственно, так и выглядит Мир Полудня Стругацких: малоэтажные поселки в лесу, тихие города с лесными тропинками вместо улиц. На первый взгляд утопия, но, если логически - оно к этому и должно прийти. (Сегодня вот щелкнуло в мозгу: где-то я уже такое видел... Дык! Эльфы. Лориен. Благословенная Земля. )
А потом мы открываем "Волны гасят ветер" - и видим следующую ступень развития человеческой цивилизации. Людены. На смену кроманьонцам пришел Homo Sapiens, на смену ему приходит Homo Super. И теперь уже люди Полудня становятся вымирающим видом...
Так что вполне стройная картина развития цивилизации нарисована у братьев. Сегодня по дороге на работу мы с Джерькой интересно пообщались на эту тему. Джерька задал вопрос, который как-то уже звучал в Сети: в творчестве Стругацких, в картине Мира Полудня, абсолютно отсутствует религия. Совсем. Вот куда подевались религиозные фанатики всех мастей?
Хороший вопрос. Я думаю вот что. Во-первых, религия, или, вернее, культ/вера там таки присутствует. Это вера в Будущее. Культ Человека Разумного. Что же до привычных религий и их адептов... Так а куда они подевались? Туда же, куда и все прочие пережитки. Ушли в прошлое. Процесс этого ухода, возможно, был весьма болезненным, поскольку прошлое не сдается без боя (об этом, опять же, впрямую и неоднократно говорят сами авторы). Но на определенном этапе развития цивилизация таки берет верх над дикостью, и фанатикам любого вида остается крайне узкая "экологическая ниша". Ну примерно как кистеперой рыбе латимерии: экземпляры еще попадаются, но никакой роли уже не играют.
В свете всех этих раздумий и как раз к вопросу о Наставниках, которые в Мире Полудня играют неимоверно важную роль. Меня уж черт-те сколько мучает думка: почему в нашем дошкольном/школьном образовании сделан упор на тупо техническую подачу знаний? Почему абсолютно отсутствует психологическая карта учащегося, почему похоронен вопрос профориентации, предрасположенности хотя бы к направлениям деятельности? Гораздо важнее для ребенка было бы определиться, чем ему интересно и посильно будет заниматься по жизни, чем усвоить спряжения глаголов или валентность элементов. В советской школе было хотя бы некое подобие профориентации - ну помните, "Человек-Машина", "Человек-Знаковая Система", "Человек-Природа" и проч. Корявое, зачаточное, "для галочки", но было. А есть ли оно сейчас? Ну хорошо, пусть не у нас, пусть в просвещенной Европе?
И, опять же, в связи с этим фильм вспоминается. Наивный, еще советский, но чертовски, собака, верный. "Как стать счастливым". Интересно, кто-нибудь его помнит?
А по поводу Стругацких - мне очень понравилась отсылка к их миру в книге Лукьяненко "Звёзды - холодные игрушки" и продолжении "Звёздная тень". Там есть такой мир "геометров", суть его в том, что всех пытаются стричь под одну гребёнку - а не выходит. И вывод - никого в светлое будущее насильно затаскивать нельзя, ну и будущее оно для каждого по-разному светлое. А ещё даётся замечательная альтернатива - "миры Тени".
А всю Ефремовскую школу нежно люблю, это ж как первая любовь, только люди там действительно в большинстве - выхолощенные. Им важнее работать, работать, все поголовно талантливые танцоры и скульпторы, и через одного косморазведчики, а тема детей особо не поднимается. Куда-то сдают их, и родители их стыдливо навещают. Раз в год. Уроды.
А что плохого в пустой Земле? Разве перенаселение и голодные орды лучше?
К тому же, насколько я знаю этологию, перенаселение-недонаселение идет волнами, и по пустым тропинкам снова начинают бегать дети, гораздо больше, чем надо, просто потому что почему бы и нет. Это ж не от рассудка зависит во многом.
А как выглядела эта профориентация? Ужасно интересно. Когда я учился, это были шесть унылых стендов и корявый тест, да еще УПК - вот вся ориентация.
Admiral zur See, Ефремов, он... странно читается. Хотя "Эру Кольца" - убей не помню. Тоже надо будет поискать.
Тедди-Ло, ооо, там читать - не перечитать. "Хорошая книга - это книга, которая будит фантазию", вроде бы так говорил один из персонажей "Полдня". Вполне про творчество Стругацких. А еще однажды в "Сороке" было чеканное определение хорошей книги: "Просто книга - это которую читаешь с нетерпением, чем же она закончится. А хорошая книга - это которую читаешь и думаешь, подольше бы она не кончалась."
Black Torn, Hudson sky, я смотрю, много мной еще хороших книг не читано... Это радует.
Tongor, я тебе, уважаемый коллега, мысль подкину на представить. Сегодня торкнуло вот. Ты ведь помнишь "Парень из преисподней", да? Обычный боец с Гиганды попадает в чистый, сверкающий, идеальный мир, и тоскливо ему там, шо пипец... А теперь прикинь - взять текст "ПиП" и перешить его, с сохранением стиля повествования, на хоббита Фродо, который попал в Валинор. Ужасно мне эта идея симпатична.
SSC, еще, говорят, в Японии это дело сильно развито, но специфически - там, раз профессию выбрав, будешь пилить по ней по жизни, говорят. Надо будет и про Японию, и про Финляндию почитать повнимательней.
А плохого ничего нет, конечно. Я ж говорю, красивый получился бы мир.
Непальская домохозяйка, о да. Парень просто не знал, к чему себя приложить в таком чистеньком и уютном мире. А Фродо в Валиноре, ну я не знаю. Хотя, если задаться целью и тщательно изучить канон с целью понимания устройства Валинора, может получиться
Admiral zur See, про вселенную Ефремова неплохо сказано у Розова в Меганезийском цикле, в книгах "Чужая в чужом море" и "Сердце Змеи 200 лет спустя". Почитай, если ещё не, я думаю, тебе понравится.
С пассионариями одна проблема - они плохо размножаются, им некогда.
А вот Наставники - это то, что лично меня всегда у Стругацких смущало. Судя по всему, у одного Наставника одновременно обучается около десяти детей. И где набрать столько взрослый состоявшихся людей с талантом к преподаванию и любовью к детям (что далеко не одно и то же), да еще и готовых на это тратить на преподавание несколько лет жизни.
Tongor, я там как раз жить хочу и буду, и мне нравится эта система. разумеется, она не без сложностей, но покажите мне идеальную систему не в игрушке.
точно
И воспитание детей в интернатах с точки зрения ТОГО мира - правильная вещь. Семья и отношения внутри неё - тоже продукт эволюции. Как и все в мире - подверженный изменениям.
Но Странники и их частный случай - людены - это просто восхитительно! Это в точку!
Если Наставник - это эталон развития и карьеры заодно, то во всякие там космопроходцы и инженеры идут те, кто Наставником стать не смог)))
Посетите также мою страничку
hatsat.bget.ru/user/Sergio05K1293/ оформление карты виза
33490-+