Когда-то у нас было время. Теперь у нас есть дела.
...Я вот вчера все пытался для себя сформулировать ощущение: почему же сама идея аниме "Первый отряд" кажется мне изрядной гадостью? Причем не то, как мульт сделан, не картинка, не сюжет, а именно сама идея сделать развлекательный детский мульт по Великой Отечественной?
Думаю, вот почему. Именно потому, что о войне - легко. Игрово.
Война - штука априори страшная. Кровавая, грязная, противоестественная. Память о Великой Отечественной для русского человека должна быть и болезненна, и свежа, и торжественна - как если б всякий раз, слушая "Вставай, страна огромная", ты поминал мужчин своего рода, на той войне погибших. (Не знаю, кто как, я под эту песню встаю и слушаю таки стоя.) И хороший фильм о Великой Отечественной не должен быть игровым. Страшным, реалистичным, трагическим - непременно. Как "В бой идут одни старики". Как "А зори здесь тихие" или "Горячий снег", да мало ли. На худой конец - если режиссеру недостало таланта, чтобы передать то, что должно - по крайней мере, фильм о той войне должен быть серьезно-уважительным. Когда же о страшном рассказывают в игровой форме, а еще того хуже - с приколами, то это, господа и товарищи, плевок во многие души. Я так думаю. Как сказала по этому поводу одна старая мудрая женщина: "Только бы по телеку не крутили, а то ж страна останется без ветеранов..."
В общем, как-то вот так. Довольно сумбурно, наверное. Но смотреть увлекательное зрелище о том, как мертвый Марат Казей в Сумраке рубится с тевтонским магистром на катанах, я лично для себя считаю невозможным. И не стану, таков мой гюйс. Понимаю, что дурацкий гюйс. Но ей-богу, народ, просто мне потом стыдно будет.
...АПД: В фильме, говорят, есть эпизод, в котором пионэры пытаются на том свете достать оружие. Продавец им оружие продавать не хочет. Тогда они предлагают взамен свои значки - слава труду, хоть не пионерские, как мне разъяснили добрые люди, а секретного 6-го отдела значки, а то я уж решил сгоряча, что создатели мульта совсем с головой не дружат. (Изначально было про пионерские, прошу прощения у тех, кого по незнанию ввел в заблуждение.) Если "секретного отдела" то, с одной стороны, вроде никакого криминала и нет... а с другой, я-то еще помню, как мы в восьмидесятых бегали к "Прибалтийской" менять значки и рубли "с Лениным" на всякую мелкую заграничную мелочь типа жвачек и ручек. Интересно, случайное совпадение или авторы мульта так юморят?
Да-да, знаю, "не смотрел и осуждаю" - глупый подход. И совершенно для меня несвойственный. А вот ничего с собой поделать не могу. Воротит.
Думаю, вот почему. Именно потому, что о войне - легко. Игрово.
Война - штука априори страшная. Кровавая, грязная, противоестественная. Память о Великой Отечественной для русского человека должна быть и болезненна, и свежа, и торжественна - как если б всякий раз, слушая "Вставай, страна огромная", ты поминал мужчин своего рода, на той войне погибших. (Не знаю, кто как, я под эту песню встаю и слушаю таки стоя.) И хороший фильм о Великой Отечественной не должен быть игровым. Страшным, реалистичным, трагическим - непременно. Как "В бой идут одни старики". Как "А зори здесь тихие" или "Горячий снег", да мало ли. На худой конец - если режиссеру недостало таланта, чтобы передать то, что должно - по крайней мере, фильм о той войне должен быть серьезно-уважительным. Когда же о страшном рассказывают в игровой форме, а еще того хуже - с приколами, то это, господа и товарищи, плевок во многие души. Я так думаю. Как сказала по этому поводу одна старая мудрая женщина: "Только бы по телеку не крутили, а то ж страна останется без ветеранов..."
В общем, как-то вот так. Довольно сумбурно, наверное. Но смотреть увлекательное зрелище о том, как мертвый Марат Казей в Сумраке рубится с тевтонским магистром на катанах, я лично для себя считаю невозможным. И не стану, таков мой гюйс. Понимаю, что дурацкий гюйс. Но ей-богу, народ, просто мне потом стыдно будет.
...АПД: В фильме, говорят, есть эпизод, в котором пионэры пытаются на том свете достать оружие. Продавец им оружие продавать не хочет. Тогда они предлагают взамен свои значки - слава труду, хоть не пионерские, как мне разъяснили добрые люди, а секретного 6-го отдела значки, а то я уж решил сгоряча, что создатели мульта совсем с головой не дружат. (Изначально было про пионерские, прошу прощения у тех, кого по незнанию ввел в заблуждение.) Если "секретного отдела" то, с одной стороны, вроде никакого криминала и нет... а с другой, я-то еще помню, как мы в восьмидесятых бегали к "Прибалтийской" менять значки и рубли "с Лениным" на всякую мелкую заграничную мелочь типа жвачек и ручек. Интересно, случайное совпадение или авторы мульта так юморят?
Да-да, знаю, "не смотрел и осуждаю" - глупый подход. И совершенно для меня несвойственный. А вот ничего с собой поделать не могу. Воротит.

То есть молодежь оно, может, и привлечет. Только это будет уже не та религия. И не та история.
А нужна она - именно _та_ история? Чтобы, как пару поколений назад, люди брезговали немецкий учить? И французский, если уж все обиды помнить?
Передавать потомкам объективные знания и, главное, мотивировать их на самостоятельные поиски - дело благое и нужное. Мозги есть - выстроят из этих знаний свою позицию. Передавать чувственный опыт в готовом виде - занятие малополезное и служит лишь образованию предрассудков. А на предрассудках строятся многие гадости этого мира и, да, фашизм тоже.
Делать из истории Великой войны и великой Победы развлекательное зрелище - то же самое, что, к примеру, день памяти отца отмечать дискотекой и пьянкой с девочками.
А популяризовать такие вещи можно и нужно, не опускаясь до уровня желудка. Молодежь и подростки во все времена любили героику, рассказы о подвигах и т.п. И все это вполне доходило и цепляло за правильные струны в душе, без примитивизации подвига в бигмак в цветной бумажке.
Абсолютно верно. Но. Какие же объективные знания передает потомкам сей мульт и, главное, как мотивирует их на самостоятельные поиски?
Тут ведь, понимаете,какое дело. Популяризация чего бы то ни было - штука чрезвычайно опасная. Потому как на одного умного, который не поверит и захочет узнать, "а как по правде было", найдется десяток таких, которые дальше копать не станут, сожрут as is. И что мы поимеем в итоге? В итоге пионэры будут искренне ("а чо, так в кино же было!") полагать, что у Толкина Леголас в одиночку слона валит, что в античных мифах Медуза Горгона обитает в Аиде, а подвиг Марата Казея состоит в том, что он сражался в Сумраке с дохлыми тевтонами. Преимущество же "той" истории было в том, что хоть что-то настоящее задерживалось в мозгах у любого недоросля.
И потом, что такое "объективные знания"? Вот, скажем, известно, что советские войска, занимая Германию в конце войны, тоже вели себя отнюдь не ангельским образом. И грабили, и насиловали, всяко было. Война. Ну и - давайте в подробностях рассказывать об этом подросткам? Нужно?
ГРЕШНЫЙ АНГЕЛ Будем помнить. И детям нашим постараемся донести.
Дарга Именно. Почему мы в свои двенадцать-четырнадцать смотрели хорошие советские военные фильмы с удовольствием и всерьез, а нынешним оно вдруг должно быть скучно и непонятно?
От популяризации истории дураков на душу населения не прибавится и не убавится. Зато они хотя бы будут любить свою страну, а не Пандору какую-нибудь.
Да. Нужно. Чтобы усвоили, что хороших войн не бывает, что любая из них ведётся не за добро, а за меньшее зло. И что, как в Англии говорят, из двух несправедливостей одной справедливости не сделаешь.
Разумеется, обобщений при этом допускать нельзя. Нужны примеры и достойного, и недостойного поведения, причём, желательно, с обеих сторон конфликта. Чтобы не выстраивалось в голове чёрно-белой схемы мира.